Выступление Корневой А.Ю.

«Обеспечение повышения качества иноязычного образования путем использования современных технологий»
Выступление учителя английского языка, МБОУ «СОШ№30» Корневой А.Ю.
Добрый день, уважаемые коллеги!
В соответствии с Концепцией модернизации Российского образования, одним из основных направлений и первоочередных задач образовательной политики является обновление содержания образования, улучшение качества обучения и совершенствование механизмов контроля за качеством образования.
Современное качество образования должно удовлетворять государственным требованиям и конкретным интересам отдельной личности. Стандарты современного школьного образования ориентируют на речевое развитие и формирование коммуникативной компетентности.
Развивая иноязычную коммуникативную компетенцию, учителя иностранного языка изменяют подходы к выбору педагогических технологий, мониторингу качества образования по предмету, составлению заданий для контроля усвоения изученного материала, формам оценивания достижений учащихся.

Перед нами поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею. Необходимо сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Это возможно сделать, используя новые педагогические подходы и технологии в современной общеобразовательной школе.
В рамках реализации ФГОС и нацпроекта образование «Современная школа» в образовательные организации начала поступать новая техника (ноутбуки, цифровые панели, интерактивное оборудование), в школах начал появляться высокоскоростной интернет. Все это способствует повышению мотивации обучающихся и педагогов, а, следовательно, и качеству обученности.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. Это стремительное внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы деятельности человека бросает серьезный вызов концептуальным подходам перспективного развития образования. И если несколько лет назад использование ИКТ в формате создания презентаций, или показ видеофрагмента вызывали восторг и повышало интерес у обучающихся на уроках и внеурочных занятиях, сегодня уже этим не удивить.

Инновационные ИКТ предоставляют доступ к иноязычным источникам информации и различным вариантам языка, а также к разнообразию образовательного контента, позволяют создать виртуальное аутентичное языковое пространство, предлагают возможность как межличностного взаимодействия обучающихся, так и общения с преподавателем через сеть Интернет, создают благоприятные условия для самообразования и повышения уровня владения иностранным языком
Иностранный язык представляет собой учебный предмет, в котором предполагается создание искусственной языковой среды для обучающихся, что предопределяет вариативное включение различных цифровых средств обучения в новые перспективы преподавания иностранного языка.
Цифровые средства обучения представляют собой интерактивные системы, позволяющие одновременно работать с анимированной компьютерной графикой, со звуком, видеокадрами, статическими текстами и изображениями. На учащегося, идёт одновременно воздействие по различным информационным каналам, где ему, отводится активная роль.

На уроках английского языка с помощью ИКТ можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.

Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Создавая ситуацию успеха можно наблюдать повышение интереса, мотивации к изучению языка, а так же можно наблюдать повышение уровня качества обученности.

В середине 2021 года на кафедре иностранного языка в школе появилась интерактивная панель и 15 ноутбуков. Это дало возможность наполнить уроки так называемой «новизной». Всем ученикам очень понравились такие обновленные уроки.
Среди электронных тренажёров, которые мы опробовали в действии, можно выделить тренажер Letter Generator (https://www.readwritethink.org/classroom-resources/student-interactives/letter-generator)- бесплатный ресурс для тренировки навыков написания личных и деловых писем с пошаговыми рекомендациями;
тренажер EssayMap (https://www.readwritethink.org/) – бесплатный ресурс для тренировки написания сочинений по готовой схеме с пошаговыми инструкциями;
мне очень нравится сервис LearningApps.org, это так же бесплатный ресурс, который поддерживает учебный процесс целым набором общедоступных интерактивных приложений для тренировки конкретных задач в разных предметных областях (можно пользоваться уже готовыми наработками, а можно создавать свои задания на основе предлагаемых шаблонов). Онлайн-сервис позволяет создавать собственные упражнения, задания, приложения, сохранять их в различных форматах, свободно обмениваться информацией между пользователями, создавать классы и записывать туда учеников, организовывать работу обучающихся.

С обучающимися старшего звена в качестве эксперимента я попробовала провести урок с помощью электронного ресурса TED talks (https://www.ted.com/talks), главное содержание которого составляют видеофрагменты выступлений на широко обсуждаемые в обществе темы. Ресурс существует также в варианте TED Ed, где содержатся не только видеозаписи, но и планы учебных занятий, вопросы к видео, схемы для составления планов занятий. Программа позволяет также отследить прогресс обучающихся в изучении определённой темы, к которой был привязан план занятия и определённое видео.
Конечно, для базового уровня это было сложно, но, несомненно, интересно.
В начальной школе очень нравится работать с порталом Учи.ру; интересные задания в игровой форме так же мотивируют младших школьников к изучению языка.

Мне применение ИКТ в учебно-воспитательном процессе помогает интенсифицировать и индивидуализировать обучение, это способствует повышению интереса к предмету, даёт возможность избежать субъективной оценки. На мой взгляд, использование компьютера в обучении английскому языку помогает учащимся преодолеть психологический барьер на пути использования иностранного языка как средства общения. Неоценимую роль играют интерактивные средства в период дистанционной формы обучения.

Мобильные приложения являются ценными с точки зрения развития умений восприятия и понимания речи на слух, используя которые обучающиеся могут получить доступ к аудио-, видео– и текстовым материалам. Современная техника — планшетные компьютеры, смартфоны помогает заниматься языком где угодно и когда угодно. Характерными особенностями мобильных приложений являются их мультимедийность и гипертекстуальность, которые позволяют ускорить и улучшить процесс изучения иностранного языка, выработать устойчивые языковые шаблоны, навыки общения, правила грамматики английского языка. Мобильные словари, помимо транскрипции и грамматических статей, снабжены функцией озвучки и распознавания голосового ввода лексических единиц. Таким образом, мобильные технологии (или мобильные приложения) позволяют наилучшим образом организовать как автономное или самостоятельное обучение, так и обучение в группах с разработанными учебными курсами в мобильных форматах.

Так же хотелось бы немного остановиться на работе с интерактивной доской. Основное преимущество интерактивной доски – наглядность и интерактивность. Она оказывает одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия – слух и зрение, что позволяет достичь гораздо большего эффекта. А использование богатых иллюстративных, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, в игровой форме. Ученки не только получают важную и нужную информацию, но и испытывают очень сильные положительные эмоции, такие как удивление, восторг, радость, азарт. Ученики с увлечением работают, если применяется интерактивная доска. Таким образом, использование возможностей интерактивной доски оказывает положительное эмоциональное воздействие на учащихся, способствует развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества, и самое главное, росту положительной мотивации к изучению предмету.
Несомненно, на уроках иностранного языка нельзя использовать компьютер постоянно, так как есть множество других задач, решить которые можно лишь при непосредственном общении. Но и недооценивать роль таких уроков тоже нельзя. Именно компьютерное обучение несёт в себе огромный потенциал и соответствует принципам индивидуализации обучения.
Эффективность применения компьютеров и других ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им компьютерных обучающих программ. Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка способствует эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися. Эти технологии открывают широкие возможности педагогам, которые ищут в данных технологиях дополнительные средства для решения своих профессиональных задач.

Оставить отзыв

Ваш адрес email не будет опубликован.